Friday, November 15, 2013

Մեզ գրում են Հունաստանից

Сейчас, благодаря моим друзям в Армении и в частности сотруднику образовательного комплекса «Մխիթար Սեբաստացի», у меня под рукой оригинал этой главы.


Հունաստանում ապրող մեր հայրենակցի՝  Սեդրակ Սայասի այս հոդվածը նախապատմություն ունի: Ադրբեջանի դեսպանը հանդես գալով Հունաստանում՝ մեջբերում էր արել Ստեփանոս Օրբելյանի «Պատմությունից»: Ու, քանի որ անհնար է եղել գիրքը Հունաստանում գտնել, Սայասը «Հայկական կակաչ» բլոգի միջոցով խնդրել էր իրեն ուղարկել Ստեփանոս Օրբելյանի գրքի Ե գլուխըա այն գլուխն էր, որից ադրբեջանացի դիվանագետը  մեջբերում էր  կատարել հունական լրատվամիջոցների հետ հանդիպման ժամանակ):
Մարի Գաբանյանի արագ արձագանքման շնորհիվ Ստեփանոս Օրբելյանի «Պատմություն Սիսական» գրքի անհրաժեշտ հատվածը պատճենվեց  և տեղադրվեց մեդիագրադարանում:
Սեդրակ Սայասի հոդվածը սիրով փոխանցում եմ գործընկերոջս՝  Արտակ Զարգարյանին՝  «Հեռադիտակում» զետեղելու խնդրանքով: 
Ստորև ներկայացնում ենք Սեդրակ Սայասի հոդվածը:
Ещё раз об интервью посла  «Азербайджана» греческому религиозному сайту
В моём блоге, на стр. http://ave-hayq4505.mypage.ru/stranici_na_russkom_yazike/dvulikoe_intervu_posla_azerbaydjana_v_grecii.html ) я писал о том, что посол «Азербайджана» в  Греции,  дал  интервью об истории принятия христианства на Кавказе греческому религиозному сайту  www.agioritikovima.gr , и  обнаружил, что это интервью имело два варианта: один вариант для греческого сайта, и второй вариант для «азербайджанского» сайта  www.1news.az/society/20131018083318741.html.
 Я в частности обратил внимание, на второй вопрос  греческого корреспондента и ответа посла на него. Опять  привожу  этот вопрос  и ответ.
 «Вы утверждали, что древний Азербайджан стал первым регионом принятия христианства на Кавказе.
Да, это бесспорный факт, который подтверждается не только кавказско-албанскими, но и армянскими авторами. Историк Кавказской Албании XIII века Стефан Орбелиани сообщал об этом следующее. Рассказывая о миссионерской деятельности апостола Варфоломея в области Сюник Кавказской Албании (ныне – Нахчыванский регион Азербайджана), он отмечал:
«... раньше, чем население Армении, сюнийцы явились первыми верующими и через святого апостола Варфоломея подчинились учению святого Евангелия, о чем уместно здесь рассказать. Когда Варфоломей возвратился из Персии, прошел через Атрпатакан (древнее государство, занимавшее территорию современного юга Азербайджана и севера Ирана - прим. автора), он пришел со своими учениками и, пройдя через реку Аракс, вступил в пределы Сюника и приступил к проповеди в селе Ордубад" (здесь посол отсылает:  Степанос Орбелян. История области Сисакан. Тифлис, 1910. (на древнеарм. языке) гл. 5. с. 13-15 - С.С.)..
В I-II веках, по свидетельству армянского автора Моисея Хоренского (здесь посол отсылает:  Моисей Хоренский. История Армении. Перевод Н.О.Эмина. М., 1893, кн.II, гл.8 – С.С.). а также албанских историков Стефана Орбелиани и Моисея Каланкатуйского3, область Сюник, расположенная на левом берегу реки Аракс, входила в состав Кавказской Албании. Село Ордубад сегодня – это город Ордубад – в Нахчыване».
В отмеченной выше статье я писал, и это всемирно известный факт, что первая страна, не только в регионе, но и во всём мире, принявшая христианство, как государственную религию была Великая Армения в 301 г. А в Кавказской Албании христианство было принято в 370-ые годы, в царствовании Урнайра.
Что касается  Сюника, то я констатировал известный  факт, что он не мог быть областью Кавказской Албании, потому что до того, как образовалась Кавказская Албания, Сюник уже был девятым ашхаром (область) Великой Армении.  И в 8-й главе 2-й книги «Истории» Мовсеса Хоренаци, на которую ссылается посол, нету  ни слова о том, что Сюник находился в составе Кавказской Албании.
Говоря о проповеди Варфоломея, о Сюнике и т.д., посол отсылает читателя  к труду  Степаноса Орбеляна «История области Сисакан», гл 5.  Зная, что посол лукавит и в этом случае, я однако не написал по этому поводу, так как у меня под рукой не был оригинал 5 главы труда армянского историографа. Сейчас, благодаря моим друзям в Армении и в частности сотруднику образовательного комплекса «Մխիթար Սեբաստացի» Нуне Мовсисян, у меня под рукой оригинал этой главы.
В этой главе историограф рассказывает о том, как царь Армении Трдат и все нахарары (князя), в том числе князь Сюнийский, были крещены в реке Евфрат, после чего князь Сюнийский просит учителей, чтоб распространить христианство и в своём княжестве. Князь крестит своих в княжестве, отводит земли для строительства церквей, потом вместе с царём Трдатом и Св. Григором (просветителем-С.С.) ездит в Византию к императору Констандину. Возвращаясь в Армению, Св. Григор едет в Иверию, в Кавказскую Албанию распространяя свет христианства до границ  массагетов и гуннов. После вовращения в Армению, Св. Григор рукоположил  умного и честного молодого Григориса и отправил к  князю Сюнийскому, чтоб утвердить его епископом Сюнийским. Это стало начало Сюнийского епископства.
Как видно из этого короткого, но основного изложения 5 главы труда Орбеляна, там нет всё то, что городил с своём интервью посол-фальсификатор: там и речи нету о Варфоломее,  о том, что сюнийцы «раньше, чем население Армении» были верующими, об Ордубаде и т.п.
Таким образом, всё интервью посла  «Азербайджана» греческому религиозному сайту, с начала и до конца основано на фальсификации истории, игнорировании общеизвестных фактов  и искажении свидетельств  историографов.
С . САЯС
Մի քանի խոսք հոդվածագրի՝ Սեդրակ Սայասի մասին: Նա 1972-92թ.-ին աշխատել է Հայաստանի հանրագիտարանի աշխատակազմում՝ որպես խմբագիր: Հանրագիտարանում ունի 70 հոդված, իսկ հայկական հարցի մասին  ընդհանուր առմամբ գրել է 2332 հոդված:
Սեդրակ Սայասը հոդվածներ գրում է երեք լեզվով՝ հայերեն, ռուսերեն, հունարեն:



0 comments:

Post a Comment

 
© 2013 Հեռադիտակ | Designed by Making Different | Provided by All Tech Buzz | Powered by Blogger | Edited By Logic